Помните, когда вышла первая “Матрица”? Для меня это смутные времена предподросткового возраста, полные конфуза, вопросов и странных ощущений. Но я точно помню, что когда впервые посмотрел фильм тогда еще братьев Вачовски, то, как и положено любому ребенку, ассоциировал себя с хорошим парнем. С Нео. Еще бы — он прыгал между зданиями, уклонялся от пуль и, в итоге, действительно оказался Избранным.
Потрясающий фильм, полный самых разных отсылок, которые я тогда еще не понимал. Из самого очевидного, разве что “Алису в стране чудес” я мог разглядеть в кадрах — и то не без помощи. Про “Заводной апельсин” и говорить нечего. Я был обычным мальчишкой, а не вундеркиндом со страстью к кинокритике.
Естественно, я хотел быть как Нео.
Оглядываясь на конец 90-ых, я понимаю, что это было нормально. Что может быть круче?! Ты глотаешь таблетку и просыпаешься в жутком коконе. Мышцы едва ли работают, в глотке у тебя странная хреновина, а к телу прикреплены трубки. Не самое позитивное первое впечатление, но ок, я проходил акклиматизацию в некоторых регионах мира не лучше. Зато после этого ты живешь на занюханном кораблике, принадлежащем крошечной фракции людей, скрывающихся глубоко под Землей, ешь подозрительную жижу и опасаешься, что внезапно появятся роботы с тентаклями… и далеко не для того, чтобы реализовать ваши тентаклевые фантазии.
Единственная тихая гавань — в цифровом пространстве. Тут возвращаются волосы, пропадают жуткие соединительные элементы, можешь устраивать баттл-рояль с товарищами, устраивать взбучку Морфеусу и прыгать с небоскребов с Тринити.
Могло быть и хуже.
20 лет назад я думал, что все так и должно быть — борьба с машиной, борьба с системой, борьба за права и свободы, все как положено. Да, кто-то в результате умрет, но ведь все это ради общего блага, не так ли? На деле оказалось, что нет никакого общего блага. Есть просто кроличья нора, и у нее есть свои правила. Как показали последующие сиквелы к “Матрице”, с норой можно бороться, но ее нельзя победить, потому что куда бы ты ни копал, ты только расширяешь стенки чужой империи.
Финал трилогии показал идиллическую концовку, которая больше похожа на издевку, попытку закончить серию хоть чем-то. “Матрица” — это не про счастливую концовку. Скорее про то, что в жизни можно жить по всем правилам, избегать серьезных ошибок, но все равно оказаться проигравшим. По статистике, вероятность провала куда выше, чем вероятность успеха, и причин тому может быть миллион. Однако это не значит, что необходимо принимать пораженческую позицию и ничего не делать. Как любят говорить ракетостроители — даже взрыв ракеты, это успех.
Все это звучит, словно мотивационная речь какого-то коуча-мошенника, потому что на самом деле, если бы сейчас меня спросили, кто нравится в “Матрице” больше всего, то я бы указал на Сайфера. Того самого оператора, что видел не код, а блондинку, брюнетку и рыжую, который решил предать товарищей, чтобы вернуться в симуляцию, чтобы наслаждаться виртуальной жизнью и не знать про все кошмары реальности.
И я не один. Уверен, что многие из тех, кто смотрел “Матрицу” в юности, сейчас смотрят на роль Нео со скепсисом. И действительно — он слишком “идеальный” протагонист. Этакий мессия, решивший взять все наши грехи на себя и позволить нам попасть на небеса.
На его фоне Сайфер выглядит словно самый банальный предатель, готовый вонзить клинок между лопаток при первой возможности. Он устал думать о других, ставить общее благо превыше всего и жертвовать своей жизнью ради Морфеуса, помешанного на своем чудо-мальчике. Ему надоело ползти по той же кроличьей норе, наблюдая за задницами тех кто впереди. В момент предательства он говорит Тринити, что Морфеус не освободил их из Матрицы, чтобы дать свободу. Ему нужны были солдаты, люди, способные пойти на жертву и делать то, что он им говорит. А сделал он это не при помощи правды, а пуская кольца дыма и удивляя впечатляющими трюками. Естественно, что Нео пошел за ним, как послушная овечка на заклание.
Последние 10-15 лет были странным временем, но последние полтора-два года оказались брутальным звонком. Многие, с кем я обсуждал эту тему, говорят, что будь они на месте выдуманного Нео и знай все факты, без тени сомнения выбрали бы голубую пилюлю. Не из-за того, что они хотят поражения человечества, но потому что не видят никаких веских причин выбираться из одной золотой клетки, в другую… ржавую и потрепанную. И ради чего? Чтобы в очередной раз перезапустить симуляцию?
Дипфейк — если бы Нео взял синюю пилюлю
Тем более, что в “Матрице” нет совершенно никаких гарантий, что взяв красную пилюлю, ты действительно просыпаешься. Ничто не мешает всесильному ИИ держать тысячу слоев Матрицы с разными условиями, Избранными, Морфеусами и Тринити.
Так что, пожалуй, я тоже поддержу Сайфера, который хочет забыть о кошмаре длиной в девять лет, вернуться в забвение и получать приземленное удовольствие. Но как же человечество? Как же противостояние злу и борьба за свободу?
Вы действительно считаете, что в Матрице можно победить? В мире, в котором делают четвертую “Матрицу” и вместо создания новых, оригинальных игр выпускают ремастер за ремастером? Сомневаюсь.
По материалам: shazoo.ru
Оставить сообщение