Пермская студия Morteshka под руководством Владимира Белецкого, состоящая всего из пяти человек, смогла не только оседлать сложный жанр славянского фэнтези, но и выпустить невероятно захватывающий и оригинальный проект. “Чёрная книга” со скромным бюджетом в 140 тысяч долларов добилась того, чем не могут похвастаться многие произведения с многомиллионными вложениями – она способна по-настоящему заинтересовать и расположить к себе игрока.
В центре сюжета – девушка Василиса из Чердынского уезда, которая обладает природным талантом к магии и не хочет связываться с нечистой силой, но обстоятельства подталкивают ее к запретному контракту. Возлюбленный красавицы накладывает на себя руки, обрекая свою душу на погружение в пучины ада. Уверенная, что любимый не мог поступить так по своей воле, девушка просит местного колдуна деда Егора обучить её магии и помочь вызволить парня из преисподней. Но для этого ей предстоит снять семь печатей с Черной книги и поразить могущественных бесов. Пермский вариант мифа об Орфее и Эвридике предлагает куда более насыщенный бестиарий и несколько неожиданных поворотов сюжета. Заметно, что авторы также черпали вдохновение из “Сердца Пармы” Алексея Иванова.
Став преемницей сельского колдуна, молодой векшицей, Василиса выслушивает местных жителей, духов и чертей, выполняя их просьбы или давая от ворот поворот. Например, согласившись наложить проклятье на конкурентов просителя, вы получите деньги, но приблизите “плохой” финал, заработав охапку отрицательных баллов. Добрые дела, напротив, прибавят вам положительных очков.
Кроме выслушивания просьб и получения заданий, в начальном хабе-избе вы можете поговорить с другими персонажами, расширить местную энциклопедию знаний и отправить свободных чертей на миссии. Последнее напоминает задачи для ассассинов в серии Assassin's Creed, но лишь с одним нюансом. Черти, сидящие без дела, наносят урон Василисе, а выполняя поручения, приносят деньги, но в то же время прибавляют негативных баллов героине. В избе дают сыграть с другими героями в карты – в подкидного дурака.
Поговорив со всеми просителями и доступными персонажами, Василиса вольна отправиться на задание. В этом отрезке “Черная книга” напоминает уже смесь из игр “Кровная вражда: Ведьмак. Истории” и мобильной Sorcery. Текстовые выборы обрушиваются на игрока неожиданными последствиями.
В начале каждой миссии вам предлагается карта, по которой вы можете перемещаться только последовательно, открывая зоны, закрытые знаками вопроса. В каждой локации вас ждет краткое описание и выбор из нескольких вариантов действий. К счастью, здесь не бывает непредсказуемых последствий как в The Banner Saga. Где-то решение можно принять на основе обычной логики, где-то потребуется знание пермского фольклора или действует элемент случайности. Иногда не поможет даже Google. Например, вы должны отгадать загадку сказочного персонажа или убедить мощного черта избежать конфликта. Порой увильнуть от сражения помогает возможность перекинуться в карты. Но в большинстве случаев вам предстоит схватка с нечистью.
В случайных ивентах действует вариативность, но в центральных битвах с боссами отгаданные загадки или решенные проблемы приносят только очки опыта – сражения никак не избежать. Отдельно существуют битвы-головоломки с единственным правильным решением. Используя предложенную колоду карт, вы должны победить чертей за отведенное количество ходов. И это точно не просто. Впрочем, здесь уже может помочь YouTube. Часть мест на карте текущего задания создана в единичном экземпляре, другие повторяются от этапа к этапу. Например, вы можете найти торговцев, лечебные травы или встретить пьяных сельчан и брошенных покойников практически в каждом задании. Кроме основного поручения, на карте отмечены и побочные задания, которые приносят дополнительный опыт и деньги. При этом возвращаться в уже открытые за время одного забега локации нельзя.
Сражения проходят в пошаговом режиме колодой из трех типов карт: боевых черных, белых защитных и усиливающих – тоже белых. Черные карты могут наносить единичный прямой урон или вешаться на врага проклятьем, отнимая здоровье каждый ход. Белые карты способны восстанавливать защиту или здоровье вашей героини или работать как усиление в связке, добавляя лишнюю карту или усиливая эффект лечения, защиты и атаки. С открытием новых печатей вы получаете доступ к более мощным картам. Сами колоды дают собирать и настраивать в отдельном меню. Новые карты можно купить у местных купцов, выиграть в подкидного или получить после успешного боя.
На фоне исключительно затягивающего игрового процесса и интересной истории в мире “Черной Книги” даже на нормальном уровне происходят резкие скачки сложности. Сразу на втором задании вы столкнетесь с мощными боссами, которые обладают невероятным запасом здоровья и мощной атакой. В схватках могут помочь напарники, вроде Николая, наносящего сильный урон, демонического кота Прошки, накладывающего защиту, или деда Егора, снижающего удар врага, однако на перезарядку умений поддержки требуется время в несколько ходов. При этом умения напарников не прокачиваются. Конечно, тут авторы оставляют окно – вы можете переставить сложность на низкую, уменьшив здоровье противников на 50%, но для многих игроков такой подход неприемлем.
Кроме проблем со сложностью, “Черная Книга” содержит ряд неприятных ошибок: Василиса на этапах исследования застревает в текстурах, а некоторые головоломки сделаны из рук вон плохо. Местные скрипты срабатывают не с первого раза, что заставляет гадать, кто совершил ошибку – вы при решении или авторы при создании игры.
Графически “Черная Книга” тоже не может похвастаться слишком детализированной картинкой. Шрифты, конечно, аутентичные, но персонажи выглядят в трехмерной версии несколько нелепо, да и их 2D-версии в заставках недостаточно проработаны. Впрочем, получать наслаждение от погружения в мир славянских сказок это точно не мешает, в отличие от прыжков сложности и головоломок.
“Черная Книга” – это отлично переданная атмосфера славянского фольклора, соединенная с азартной карточной игрой и интересным сюжетом. Однако кривые головоломки и скачки сложности в сочетании с багами вызывают некоторое разочарование. Стоит надеяться, что к следующей игре Morteshka уже удастся создать отполированный шедевр.
Игра пройдена на мониторе Philips Brilliance 346P1CRH.
Прохождение на ультраширокоформатном дисплее обеспечило более простое взаимодействие с элементами игрового интерфейса и окружения. Кроме того, за счет поддержки монитором 90% цветового пространства DCI-P3, NTSC 98% и 120% sRGB сильно выиграла контрастность картинки – темные и яркие сцены получили дополнительную глубину.
Благодаря технологии LightSensor, автоматически регулирующей уровень яркости дисплея в зависимости от освещённости в помещении, продолжительные игровые сессии комфортно ощущались для глаз.
По материалам: gamemag.ru
Оставить сообщение