Найт-Сити. Опасный, смертельный, безнадежный город, проглатывающий и переваривающий всех, кто ступил за его границы.
Вы, то есть Ви (это имя) — герой или героиня, рожденный в этом городе, уличная шпана, бывший корпорат или номад-бродяга. Прошлое, впрочем, не важно, а о будущем здесь не думают. Отныне и навсегда Ви — деталька в несмазанной скрежещущей городской махине. Ви вместе с напарником и приятелем Джеки выполняет привычную наемницкую работу, припугнуть тех, пристрелить этих, платят пусть и не то чтобы много, но на еду и квартирку хватает… Но, как водится, однажды все идет не так. Совсем не так, вплоть до того, что Ви получает пулю в лоб, выживает лишь чудом и приобретает дружелюбное (нет) привидение в нагрузку на и так измученный мозг. Привидение по имени Джонни Сильверхэнд, исчезнувший пятьдесят лет назад рокер и террорист. Когда тебя везде сопровождает устаревший на полвека преступник, имеющий на все свое ценное мнение, а видишь и слышишь его только ты — недолго и рехнуться! И, поверьте, это наименьшая из проблем Ви на данный момент… Сюжет, камера, мотор — поехали!
Поначалу в Cyberpunk 2077 неизменно теряешься. Огромная карта (пусть и ограниченная в Акте 1 одной частью города на карантине), заполненная непонятными значками: куда идти? что делать? кто все эти люди и не-люди?.. Куча сайдквестов, лестницы, этажи, целые мини-городки, упиханные в крохотные пространства. Китайские, японские и так далее районы, рынки, лагеря бездомных с их палатками и матрасами, узкие шоссе, многоэтажки, за крышами которых порой не видно неба — зато слышно, как с гулом высоко-высоко проносятся аэротакси, доступные лишь самым обеспеченным. Несмолкающие голоса робо-светофоров, огни реклам, перестрелки где-то вдали, вещание холеных дикторов с огромных телеэкранов. Вот он — Найт-Сити. Что делать, как быть, тут слишком много всего, ааа! Не беспокойтесь, через пару (десятков) часов вы обживетесь и будете чувствовать себя как дома.
Впрочем, почему — как? Это он и есть, ваш дом, точнее, дом Ви, нашего героя или героини. Прогнивший до основания город, разделивший людей на бедных и богатых, полный мусора и уличных банд — и чертовски красивый своей, особенной красотой загнанной в угол робо-крысы, мерцающей неоновыми глазами. Из Найт-Сити невозможно уйти. У меня уже более сорока наигранных часов, печенкой чую, что будет вдвое, втрое больше. Можно, конечно, стремительно пробежать только по сюжетке — но зачем? Так вы пропустите множество интересного.
Потому что побочные квесты тут великолепны. Смешные, грустные, атмосферные, жуткие, запоминающиеся. Когда вы получаете в неизменные напарники Джонни Сильверхэнда, он еще и комментирует почти каждое случайное задание в своей неповторимой манере, зарраза… ох, это надо слышать.
Город ощущается живым, тут разработчики не соврали. Он полон людей (порой, я бы сказала, чересчур полон — в перенаселенных районах приходится, натурально, плечами распихивать толпу по дороге из точки А в точку Б). Правда, 99,99% этих людей не будут разговаривать с вами о жизни, смерти и проблемах — так, либо пошлют вас нафиг, либо бросят пару случайных фраз. В принципе, реалистично — если выйти на улицу и попробовать сказать «привет, как дела?» энному количеству случайных прохожих, они тоже не вступят с вами в длинный квестовый диалог, верно? Зато у каждого из этих ребят есть имя (его видно, если просканировать персонажа оптическим имплантом), есть записи в полицейском архиве (чист перед законом или же нет, если нет — такого можно смело атаковать, главное — не задеть невинных в процессе), в общем, они не просто болванчики, хоть и не горят желанием с вами общаться. По ночам на улицы выползают больше участников местных банд, в чьи разборки можно безнаказанно вмешиваться. Иногда NCPD (местные копы) даже запрашивают помощи с особо агрессивными преступниками.
Вопрос, интересующий многих: есть ли в игре вариативность, вроде фоллаутовской «три у: убить, украсть, уговорить»? Зависит от того, что вы хотите. Варианта «уговорить» однозначно нет: Найт-Сити — суровое место, иногда вы можете вставить в диалог в подходящий момент нужную реплику (зависящую от прокачанного параметра или от бэкграунда), но на этом все, играть слабым персонажем с харизмой в условные 20 не выйдет, тут таких едят на завтрак. Помимо этого же — варианты есть. Можно играть стелсовым ниндзей, подкрадываясь сзади, убивая мгновенно и бесшумно. Можно постоянно сканировать врагов и взламывать их импланты: отключать им зрение, включать перегрев (смертельная штука, если усилить), временно отрубать возможность передвигаться или использовать оружие. Можно стрелять издалека из мощной снайперки в голову, или взять тяжелый пулемет, или вставить себе в руки клинки Mantis Blades и идти врукопашную а-ля Росомаха. Даже в любую квестовую локацию возможностей проникнуть обычно несколько: когда мне надо было в закрытую телестудию, а крепко забаррикадированные двери открывались только применением силы (которой у меня явно было недостаточно), я печально побродила вокруг, потом — по наитию — полазила по мусорным бакам, потом по крыше студии и обнаружила, что люк в крыше открыт. Отлично, можно просто запрыгнуть сверху! И никакой силы не нужно.
В связи с этой вариативностью, правда, хочется качать сразу миллион вещей. Крафт — потому что он сильно облегчает жизнь, давая возможность апгрейдить любимый шмот, а не ходить в комплекте одежды «это нашел на свалке, это подобрал в канаве, это досталось от любимой прабабушки». Ну и самому делать себе патроны и аптечки, конечно, удобно. Интеллект — потому что каждый третий автомат по продаже напитков становится автоматом по добыче наличных, если уметь его правильно взламывать, ну и плюс многие импланты «в голову» доступны лишь при определенном уровне интеллекта. Рефлексы, потому что без катаны, пистолета, автомата, ружья и снайперки (ну или хотя бы чего-то одного) — никуда. И все остальное, потому что везде, везде полезные перки и навыки!
(И, разумеется, не забыть сходить к риппердоку, местному спецу по апгрейду человеческих тел, и вставить себе туда, сюда и еще вот сюда импланты подороже и попрактичнее. Самые полезные импланты, вроде ног, позволяющих прыгать на три метра в высоту, стоят как машина! Нет, как две машины.)
Атмосферы тут через край и больше. Найт-Сити — это Вавилон двадцать первого века, смешение языков, рас и лиц, с вами будут говорить на японском, китайском, итальянском и русском (имплант Ви переводит все незнакомые языки, правда — субтитрами, поэтому голоса вы будете слышать оригинальные). Озвучка великолепна, передает характер на все двести процентов. Отдельно приятно, что русские говорят без акцента. Мода превратилась в «каждый самовыражается как может», поэтому на улицах чего только не встретишь, но смотрится это, как ни странно, естественно. И сам город — более-менее чистые улицы, если приблизиться к зданиям корпораций, мусор и банды на окраинах, а если выехать на кольцевую — с одной стороны будут бесконечные стройки, а с другой — такая же бесконечная свалка. И диктор по радио, повествующий о личных орбитальных станциях… чьих-то, до кого мы никогда не дотянемся по статусу… о затопленной Венеции, о Корее, к которой опасно приближаться из-за смертельного уровня радиации, об СССР, которая никогда не разваливалась, зато производит лучшее на планете оружие. Это не история о спасении мира, нет, этот мир невозможно спасти. Это история о выживании, когда выжить, казалось бы, шансов нет. О боли, запрятанной глубоко в усиленном имплантами сердце, об одиночестве, о том, что держит тебя в этом моменте, чтобы не исчезнуть, как слезы под дождем — черный юмор, память, капля любви, капля надежды в безнадежной вселенной. Этот сюжет захватывает и держит крепко-крепко — клещами не оторвать.
Можно сравнивать историю Cyberpunk 2077 с «Бегущим по лезвию», с «Джонни-мнемоником», с Deus Ex, со многими представителями классики жанра (благо отсылок там много — создатели знали, на что шли, игра очень self-aware). Но зачем? Мне кажется, что история Ви, Джеки, Джонни Сильверхэнда и остальных достойна занять свое место на полке. Свое собственное, уникальное.
Тут есть AI, ищущие смысл своего существования. Тут есть бывшие преданные псы мегакорпораций, понявшие, что их наниматели выбросят их на помойку, как только представится случай. Тут есть виртуальные миры, где можно получить все, и даже больше и лучше, чем в реальности. Тут есть люди, принципиально отказавшиеся от имплантов — и те, кто похищает их, чтобы эти импланты вставить, just for fun. Тут есть мафиози и проститутки, придерживающиеся жестких моральных принципов — и богачи, не знающие слова «мораль». Тут есть те, кто помогут вам, и те, кто вас предадут, и иногда с первого взгляда невозможно отличить одних от других. Потому что в Найт-Сити все носят маски. Без них не выжить.
(Фигурально выражаясь. Хотя в списке наших разноцветных и разнокалиберных шмоток будут и противогазы, и оскаленные полумаски в японском стиле, и респираторы… На любой вкус.)
Отдельная фича — замечательная система кастомизации персонажа, проработанная до мелочей. Лицо, волосы, глаза — плюс много вариантов нестандартных линз для радужки, татуировки, шрамы, кибернетика. И, конечно, 18+ — та самая длина… ну, вы поняли. Для мужского персонажа, или для женского со своеобразными функциями (да-да, это тоже доступно). Если оно вам надо. Если не надо — можете вообще остаться в нижнем белье. Вообще вся игра, конечно, строго 18+, тут много мата (в русском переводе, куда я глянула одним глазом, почему-то вдвое больше, чем в английской версии), много обнаженки, проституция, секс-шопы и многое другое. Простыми «и голова разлетелась на миллион кусочков, а мозг выплеснулся на асфальт, плюх!» нынешних детей, видимо, не отпугнуть, приходится использовать тяжелую амуницию. В любом случае — несовершеннолетним в подарок брать не советовала бы.
Бой здесь в реал-тайме, без пауз, некоторое замедление времени дает использование оптического сканера, дающего возможность быстро хакнуть врагов, любители снайперок могут поразвлекаться, расстреливая противников с соседней крыши. Но — походового режима и полноценной остановки времени тут нет, враги бросаются из-за угла и вылезают изо всех щелей, и реагировать надо будет своевременно. Совет: как минимум для меня оказался весьма полезным имплант, дающий замедление времени на две секунды, когда враги вас замечают: в стелсе — бесценно. Не люблю стелс, но некоторые миссии дают бонус, если их проходить в режиме «крадущийся тигр, притаившийся кибердемон», попутно придушивая врагов и пряча их тела по мусорным бакам. А некоторые просто полны опасных врагов, которых лучше пока что аккуратно обойти, если не хочешь сам оказаться трупом в уютном баке.
Еще здесь полно красивых машин! Прямо GTA. Можно, в принципе, угнать любую бесхозную (например, оставшуюся после разборки банд), но она исчезнет после перезагрузки — или же если отойти надолго от места парковки. Можно вломиться в чужую, вышвырнув водителя (опять-таки, а-ля GTA) и уехать в закат — но с ней будет та же проблема. Поэтому, если интересует коллекционирование транспортных средств, стоит вложиться в их официальное приобретение. Купить можно не один десяток мотоциклов и четырехколесных зверей разного калибра и размера. «Своя» машина оборудована неким аналогом GPS, скрещенного с автопилотом, и приезжает по свистку, а точнее, по нажатию клавиши V, в любую точку, где стоит Ви и есть какая-никакая дорога, и это весьма удобно. Хоть и глючно: моя машинка таким образом не раз самостоятельно сбивала светофоры и фонари. Однажды — меня саму.
Если уж начинать говорить о глюках и багах… Но стоит ли начинать? Все о них наверняка уже слышали. Да — они есть, да — они разбросаны тут и там. Game-breaking багов мне не встречалось. Встречались T-позящие NPC, невозможность поднять лут (мелкий, некритичный), баги отображения одежды Ви, зависающие в воздухе предметы, еще что-то, лечащееся перезагрузкой или загрузкой раннего сейва. К производительности претензий нет, стабильные 30-35 FPS со средними настройками и некоторыми отключенными фичами.
Моя конфигурация — SSD, 16 Гб RAM, Intel Core i5-3570K CPU 3.40GHz, Radeon RX 480. Машина не то чтобы супер-сильная, но Cyberpunk 2077 идет, и идет в целом достойно — для такой огромной игры. Разработчики очень старались успеть до конца года (чтобы в 2020 у нас было больше добра, хотя бы в сфере игродельства — благородная цель). На приставках, по отзывам, проблемы с производительностью гораздо сильнее, но я верю в CD Projekt Red и хотфиксы, в конце концов, версия уже 1.04, а ведь и недели не прошло.
Поэтому мое неодобрение тем владельцам приставок (а, может, и ПК тоже), которые ставят игре единицы и двойки на Метакритике. Да, есть проблемы, но они решаемы — и они не мешают погружаться с головой в мир Найт-Сити. Зашел буквально на десять минут разобрать лут и пощелкать скрины — очнулся, на часах шесть утра, в глазах безумие и отражение мерцающих биллбордов, в зубах светошумовая граната, в одной руке — синтетический хот-дог, в другой — самонаводящийся смарт-пистолет. Веселого розовенького цвета. А? Что? Где я?.. Не помню, когда в последний раз я так погружалась в игру, забывая обо всем. А ведь это — главное.
А еще здесь можно завести домашнего котика. Сфинкса. Джонни Сильверхэнд одобряет!
Cyberpunk 2077
Дата выхода:
10 декабря 2020
Издатель:
CD PROJEKT RED
Разработчик:
CD PROJEKT RED
Жанры:
RPG / Action
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
5 место
Оценка редакции:
99 %
По материалам: www.progamer.ru
Оставить сообщение