Классическая РПГ от российской студии Owlcat. Продолжение нашумевшей Pathfinder: Kingmaker. Разветвленная история со множеством концовок; тактические бои; режим «стратегии», позволяющий управлять огромными армиями; возможность играть за полувампира, полуджинна и полуангела; выборы, каждый из которых важен для сюжета… Пустые обещания? Внезапно — нет. Все вышеперечисленное — сущая правда. Pathfinder: Wrath of the Righteous действительно прекрасна, выдает полной мерой все анонсированное и затягивает надолго. Сто тридцать часов в Steam — и после одного финала хочется перепройти еще и еще, попробовать разные варианты, билды и решения загадок.
Как поет Гэвин Дюн, он же Miracle of Sound:
We gotta write these ten thousand lines,
We gotta add reactivity,
We gotta add some consequences,
Because we love real RPGs!
Любая хорошая РПГ стартует с мини-игры «создай персонажа». Так вот, опций создания в WotR множество. 25 классов — и это основных, к каждому есть еще и подклассы со своей спецификой. Можно сделать кого-то настолько уникального, как Urban Hunter (охотник, специализирующийся по отлову преступников, с ручным псом) или Stigmatized Witch (ведьма, чей дар — не талант, а проклятие, страдающая от какого-то физического недуга). Плюс тринадцать престиж-классов, для получения которых надо качать определенные навыки и умения. Плюс то, что называется «выбор Мифического Пути» — эта опция открывается постепенно в процессе прохождения, даря множество уникальных скиллов.
Многие из классов могут выбрать себе фамильяров (хотите оригинальности? есть фамильяр-сороконожка и фамильяр-ящерица). Кое-кто — еще и питомца, который будет сражаться бок о бок с хозяином. Можно взять волка, собаку, лошадь, чтобы ездить верхом. Можно — трицератопса или велоцираптора. Да, тут есть динозавры! И доисторические прекрасные зверюги — например, смилодон и мамонт. Полный великолепный зоопарк!
Рас тоже много. От привычных человека-полуэльфа-дварфа до более нестандартных аасимаров, тифлингов и кицунэ. Аасимары — люди с кровью ангелов, золотоволосые и золотоглазые. Тифлинги — наоборот, обладатели демонического наследия, с рогами и хвостом. А кицунэ, как легко понять — лисы! Лисы-оборотни, ходящие на двух задних лапах, тоже с хвостом (но пушистым), способные при желании превращаться в полноценных человеков.
Серьезно, в Pathfinder WotR можно играть лисонькой! Еще лучше — можно играть лисонькой, которая ездит на динозавре!
Что еще требуется для того, чтобы немедленно купить игру? По-моему, это все, что нужно знать. Конец рецензии, точка.
Хорошо, пусть будет запятая. Потому что замечательных «фич» в игре еще много.
Например, спутники. Их много, больше десятка, и у каждого есть своя история, свой длинный личный квест. Каждый из них присоединяется к ГГ во имя каких-то своих целей. Исследовательница Ненио, желающая составить энциклопедию всего, что есть на Голарионе; юная и немного безумная ведьма Эмбер, уже успевшая побывать на костре; утонченный аристократ-лекарь Даэран; беспечный воришка-тифлинг Вольджиф, разумный и говорящий наруч-оружие Финнеан, считающий себя человеком…
Разношерстная собирается компания. И очень болтливая — каждому из них постоянно есть что сказать по поводу окружающего безумия или неоконченного задания.
На привалах эти ребята обсуждают погоду, обмениваются колкостями, подбадривают друг друга. Эмбер готовит еду, Даэран подкидывает Ненио идеи для экспериментов, раскаявшаяся суккуба Аруша молится на ночь, дварф-наемный-убийца Грейбор готовится стоять в дозоре.
Разумеется, у них у всех разные мировоззрения — от законопослушно доброго до хаотично злого, полный набор. И не все будут согласны с вашим «выбором пути» (помним Baldur’s Gate 2 и трения между членами партии — например, Виконией и Аэри?). Но при должной дипломатии многие останутся с вами до конца. Моим любимым спутником, например, оказался законопослушный злой (Lawful Evil) гном Регилл, по профессии — Рыцарь Преисподней, такой классический воин-инквизитор, превыше всего ценящий дисциплину и уничтожение демонов. Регилл не удивляется практически ничему, твердо знает, чего хочет, и не ищет оправданий ни себе, ни кому-то еще.
Кто спросил про романы? Есть романы! Любого пола, на любой вкус.
Сюжет поначалу обманчиво прост: дело происходит на фэнтезийной планете Голарион, неподалеку от так называемой Мировой Язвы (Worldwound), огромного магического раскола в земле. Язва, прорыв в реальности между мирами, возникла более сотни лет назад, погребя под собой королевство Саркорис. Поблизости от раскола реальность начинает странным образом изменяться — идут кровавые дожди, звери мутируют, из земли растут прозрачные кристаллы. И, самое главное — прорыв этот ведет в Бездну, в логово демонов. Разумеется, за сто лет пришельцы из Бездны, безжалостные и кровожадные, наводнили равнину.
Основное государство, противостоящее демонам — Мендев. Королева Мендева, благословленная богиней красавица-воин Голфри, провела уже четыре Крестовых похода против демонов, но каждый из них окончился неудачей: враги были сильнее. Но пока города Мендева охраняют Страж-Камни, еще один подарок богини, жители могут спать спокойно — демоны не сунутся на порог. Или?..
Итак, время действия — спустя век с хвостиком после возникновения Worldwound, место — приграничный город Кенабрес. Праздник, ярмарка, можно присоединиться к гуляющим, выпить пива, поглазеть на выступления. Но в разгар развлечений с неба (буквально) падает владыка демонов Дескари, похожий на человекоподобную саранчу. Одним ударом огромной косы он обезглавливает серебряную драконицу Теренделев, защитницу города.
Шайка демонов за считанные минуты превращает Кенабрес в горящие руины . Сумасшедший безнадежный бой, побег, стремительное падение в провал под городом, поиск других выживших, попытка сколотить сопротивление и и объединиться, чтобы увидеть следующий рассвет… Под конец первого акта игры наш обалдевший герой обнаруживает себя во главе нового Крестового похода — пятого по счету.
Нет, эта история не будет базовой «мы хорошие, они плохие, организованной толпой безупречных белых плащей идем мочить зло». Можно, конечно, отыграть ситуацию и так — но это всего лишь один из вариантов. Мы узнаем причины возникновения Язвы, историю погибшего королевства Саркорис, побеседуем с демонами и с ангелами, сделаем множество выборов.
И в итоге, конечно, окончим Поход успешно… но вот сделать это можно кучей разных способов. И некоторые из них совсем не добрые, даже наоборот.
В предыдущую игру серии, Pathfinder: Kingmaker, к своему сожалению, я не играла (надо!). Но, судя по скриншотам, внешне игра не сильно изменилась. Есть улучшения графики, можно свободно вращать камеру. Визуально WotR — классическая изометрическая РПГ, напоминающая Baldur’s Gate и Pillars of Eternity.
Система боя — тоже классическая, знакомая еще по BG. Реалтайм с паузой. Но это не все: в WotR можно переходить в полностью пошаговый-пораундовый режим, схожий с системой Divinity Original Sin. Если реалтайм-бой для вас слишком быстрый, суматошный и неуправляемый — то медленное походовое сражение будет вашим выбором! Как по мне, мелких врагов проще разбирать в реальном времени, а вот боссов посерьезнее можно и спокойно-размеренно, продумывая каждый момент.
Игра основана на правилах настольной игры Pathfinder, соответственно, за проверку умений как в бою, так и вне отвечают кубики. Виртуальные, разумеется. Иногда это раздражает (критические промахи, если выбросишь единицу, прилагаются), хочется более стабильной системы, но и свои плюсы у «бросков» есть.
Кубики добавляют азарта, возможности удачи и неудачи в сражении. Под конец нужные навыки все равно будут запредельными, так что появится возможность «пройти чек с результатом 101%».
Игра огромна. Даже в самом начале можно растеряться от обилия локаций — а в первом акте нам доступен лишь город Кенабрес! Начиная со второго акта игры, мы выползаем за стены города — и видим бескрайний мир. Куча мест, куча заданий, кое-какие стратегические точки надо вначале отбить у демонов. Все места уникальны и узнаются с первого взгляда: леса на севере, потрескавшиеся камни на юге.
Ближе к Язве действительно часто идет кровавый дождь — не опасный, но заставляющий изрядно понервничать. Руины Саркориса защищены металлическими дверями и опасными ловушками; по пустошам ездит торговый караван, управляемый живым скелетом; маленький городок Винтерсан, затерянный в чащах, таит в себе практически лавкрафтианское безумие.
А уж когда мы доберемся до самого провала в Бездну и шагнем внутрь… Ух!
В WotR много опций сложности, можно настроить под себя любой аспект игры. ИИ врагов, нанесенный урон, частоту и силу критического удара. Можно поставить компаньонов и даже своего персонажа на авто-левелинг, если вам лениво самим выбирать фичи и скиллы. (Но зачем? Это же самое интересное!).
Для самых ленивых есть сложность Story, где почти все враги «закликиваются» на автомате, для самых упорных — режим Last Azlanti с одним-единственным сейвом, умер — проиграл. Так что насладиться игрой смогут и прожженные ветераны, и зеленые новички.
Поговорим о загадочном Мифическом Пути (Myphic Path). Наш герой оказывается главой Крестового похода не в последнюю очередь потому, что он обладает странными талантами: то ли божественными, то ли дьявольскими, никому не известно точно. Лишь сам герой сможет понять, чего он хочет от жизни, и выбрать свою дорогу. И каждый из выборов в свою очередь изменит его.
Можно отказаться от всех сил, признав себя смертным и одним из множества, человеком, способным победить сверхъестественное. Это тоже один из путей.
Что вы хотите — сохранять мировую гармонию? С ухмылкой менять законы логики и здравого смысла? Отринуть оковы хрупкой плоти, став повелителем нежити? Добро пожаловать в WotR.
А за разумный и вечно голодный рой насекомых, часом, вы никогда не хотели поиграть? Ничего-ничего, я просто так спросила.
Пожалуй, единственное, что мне не очень понравилось в процессе игры — это механика самого крестового похода. Помимо нашей компании, по карте перемещаются еще и войска — как наши, так и союзные, и задача наша, как походного лидера — одержать стратегическую победу.
Девять из десяти русскоязычных геймеров (особенно те, кто постарше) знают и всячески любят третьих Героев, то есть Heroes of Might and Magic 3. Неудивительно, что Owlcat решили вместо управления королевством, бывшего в прошлой игре, разбавить РПГ подобием этих самых Героев. Есть постепенно накапливающиеся в городах юниты, их можно собирать в войска. Нанимать для войска генералов — и идти грабить корованы, в смысле, громить чужие армии и блокпосты.
Свой город тоже можно прокачивать — строить там всякие казармы, башни и гостиницы. Самая полезная постройка — круг телепорта, он позволяет из любой точки карты мгновенно вернуться в столицу; чуть позже появится возможность размещать такие круги и в дальних гарнизонах.
Шахт, всяко-разных построек и сундуков с сокровищами, бывших в Героях, правда, нет. Сокровища выбиваются преимущественно из вражьих армий. Ресурсы прибывают потихоньку сами собой, скорость их получения тоже прокачивается. Армию из множества юнитов собрать не получится: в войске без генерала может быть только три отряда, с генералом — больше. Ваши бравые полководцы учат заклинания и пассивные способности для усиления солдат. Есть функция автобоя, есть функция авто-всего — то бишь, стратегическую часть вообще можно отключить и сосредоточиться только на РПГ.
Казалось бы, красота, живи-радуйся. Далее следует предсказуемое «но».
Но — реализовано подобие «Героев» неудобно. Автобой рассчитывает сражения совершенно нелогично, иногда огромная армия десятого ранга почему-то проигрывает вражеским разведчикам уровня этак восьмого. Если переключиться на ручной бой, побеждаешь — но тогда придется кликать ходы раз семьдесят, если не сотню, потому что войска наносят преступно мало урона; каких-нибудь неопасных, но толстокожих демонов можно пинать долго и уныло. Тактики особой в подборе войск нет: собирай толпу юнитов поэлитнее — и вперед.
Есть интересный менеджмент города и самого похода, реализованный в виде карточек: постоянно появляются новые задания, дипломатические выборы, находятся поломанные артефакты, которые можно восстановить. Выбирать опции, ощущая себя продуманным стратегом — интересно. Но бои лучше не становятся. Под конец меня спасала только генеральша, прокачанная по самые уши и умеющая фаерболлами уничтожать врагов на подлете даже с крохотной армией.
Казалось-бы-дубль-два, почему бы не отключить все эти финтифлюшки и не играть в режиме «РПГ онли»?
Нельзя. К сожалению, автоуправление крестовым походом — это как автопилот от дома до булочной поутру, если ночью вообще не ложился и до рассвета играл… в третьих Героев, да. Цели достигнет, но не сразу, и побочных квестов никаких не выполнит. Побочные квесты — это те самые проекты, выборы и артефакты для склеивания. А без них невозможно пройти некоторые ключевые для сюжета задания и развилки. Получается тупик.
Приходится управлять самому. Спасают моды с Нексуса: например, один из них позволяет автоматически выигрывать все бои, вообще все. Еще один, более продвинутый, является, по сути, редактором сейвов.
Читерство? Никакого читерства. Сразу после релиза, например, в определенный момент мораль бойцов начинала падать, и поднять ее не удавалось никакими силами (глюк с невидимыми вражескими войсками, атакующими город). Помогал только редактор. Сейчас игру основательно пропатчили, добавили упрощенные варианты управления походом, глюк исчез, но баги все равно еще есть.
И не только в крестовом походе. Игра была проверена бета-тестерами еще до релиза, но только три первых акта. Поэтому в них глюков поменьше (но все равно встречаются, я отправила сообщение как минимум о двух десятках). После третьего, а особенно после четвертого акта количество багоглюков растет, пару раз приходилось пользоваться все тем же редактором, чтобы добавить в инвентарь что-то нужное-исчезнувшее или посмотреть результаты диалоговых веток.
Owlcat очень стараются отполировать WotR — вышло уже много увесистых патчей, и это меньше, чем за месяц! Судьба Cyberpunk 2077 игре определенно не грозит, основные дыры залатаны, но осталось еще много. Поэтому осторожным игрокам я бы советовала подождать полгода-год, пока не вычистят код основательно.
А если в вас жив дух авантюризма — начинайте прямо сейчас! Репортить спорные моменты очень легко — прямо из игры двумя кнопками. А некоторые глюки бывают весьма забавными. Например, со мной пол-игры бегал непонятно откуда взявшийся тушканчик. У меня не было предмета, активирующего тушкано-питомца, не было фамильяра, но прыгучий зверек неизменно сопровождал мою лисичку-Командоршу по всем закоулкам сюжета. Про себя я звала его Муад Диб.
Игра великолепна, без шуток. РПГ-любители, переживающие за перенос окончательного выхода Baldur’s Gate 3 — вам будет, чем заняться! Тут есть все, о чем мы так скучали: сюжет, верные друзья и заклятые враги, стиль, атмосфера, миллионы выборов. Создание собственных зелий, куча свитков с заклинаниями, множество видов оружия и «билдов» персонажей. Впечатляющие, яркие, захватывающие сражения.
Прекрасная музыка. Прекрасная озвучка (английская). Хороший русский текст (мы ведь помним, что WotR вышла одновременно на русском и английском?). Замечательные для изометрической РПГ спецэффекты и катсцены.
Учитывая перенос BG3 — Wrath of the Righteous можно на данный момент смело назвать РПГ года.
Pathfinder: Wrath of the Righteous
Дата выхода:
2 сентября 2021
Жанры:
RPG
Платформы:
PC
В рейтинге игр:
236 место
Оценка редакции:
90 %
По материалам: www.progamer.ru
Оставить сообщение